Что нельзя делать родственникам покойного на похоронах

Во все времена и у всех народов похоронный обряд был строго табуирован. Правила поведения регламентированы для всех участников, и особенно строги они для родни почившего.

Не копать могилу
Одно из распространенных правил и сегодня запрещает родне копать могилу для почившего. В Сибири и Центральной России считалось, что копание могилы для родного человека приведет к новым утратам. Для копки приглашались мужчины-копщики. Интересно, что для их защиты от Смерти старообрядцы повязывали каждому копщику на руку полотенце, а голову в холода покрывали женским платком (шапку надевать запрещалось даже при самом лютом морозе). Старались найти четкое количество копщиков, однако на практике копало могилу столько, сколько вызывалось желающих. Чем больше – тем быстрее получалось. Копать могилу могли как в день похорон, так и заранее. И если это делалось накануне или за несколько дней, то могилу накрывали крест-накрест лопатами.

Не делать гроб
Также родственникам зачастую запрещалось делать гроб. Как указывает Светлана Голикова в монографии «Похоронные обряды русских Урала сер.19-начала 20 вв.», родные могли лишь «хлопотать» об изготовлении гроба, но делать самолично «домовину» им было запрещено. Нередко гробовщик работал прямо в доме покойника, и тогда родня не могла во время уборки сжигать щепу и доски, оставшиеся от гроба, в печи. В Пермской губернии это объяснялось нежеланием «добавлять жару покойнику. Остатки гробовой доски старались унести в лес (Оханский уезд), вынести в поле (Осинский уезд) или закопать в навозной куче за границей села (Шадринский уезд). А вот в Вятской губернии, напротив, именно кто-то из домашних сколачивал самыми большими гвоздями гроб-домовище из необтесанных досок. Гроб там было принято устилать березовыми ветками, а в голову покойника власть веник. В Яранском уезде к березовым добавляли еще и рябиновые ветки – для защиты от «нечистой силы».

Не омывать тело
Православная церковь настаивает, что омовение тела должны проводить родственники, чтобы отдать последние почести умершему и продемонстрировать свое бесстрашие без ликом Смерти. Но народная традиция не соглашается. Как подмечает в монографии «Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник» Елена Фурсова, в посмертных заботах о скончавшемся родственники участия не принимали, поэтому в дом приглашали посторонних, и отказаться от такого приглашения человек не мог.

Если сам почивший не дал никаких распоряжений по поводу того, кому он поручает омыть его после смерти, выбирали мойщиков по гендерному признаку: для умершего мужчины приглашали мужчин, для скончавшейся женщины – женщин. В некоторых областях омовение могли проводить только старые девы или вдовы. В ходе омовения соблюдались свои правила. Остатки мыла после омовения либо делили на всех мойщиков (и тогда мыло служило оберегом), либо клали в гроб рядом с телом. Воду выплескивали туда, где она не навредит людям и скоту. Постель сжигали. Интересно, что во многих регионах России мойщикам запрещалось принимать участие в приготовлении поминального обеда.

Не выносить гроб
По негласному правилу нести гроб с телом не могут близкие родственники усопшего. По народным поверьям это считается, во-первых, плохим тоном – родня словно демонстрирует желание поскорее избавиться от покойника, во-вторых, предвестником новых смертей. Православная церковь с народной традицией не согласна: запрет на ношение гроба родными – ничем необоснованное суеверие. По мнению архимандрита русской православной церкви и наместника Троице-Сергиевой лавры Августина (Пиданова), вынос гроба близкими людьми изображен на многих иконах. Например, на иконе с демонстрацией погребального обряда Богородицы, во время которого апостолы сами несли гроб с Пречистым и Святым телом.

Не мыть полы
Одно из наиболее часто выполняемых сегодня правил – запрет на мытье полов после выноса тела кем-то из родственников. Это вполне логично: родные отправляются вслед за умершим на кладбище, поэтому они физически не могут выполнить обряд очищения помещения. Делать это обычно поручают кому-то из знакомых или друзей, причем начинать мытье пола следует от углов, продвигаясь к двери, из которой вынесли гроб. Важно, что обряд очищения необходим был и для всех участников похорон: по возвращению домой все обязательно умывались, а много где на Руси еще было принято и баню посетить.

Не садиться за стол первыми
После возвращения с кладбище родственники первым делом прикасались или заглядывали в печь, чтобы «очиститься» огнем от общения со Смертью. Затем родные умершего приглашали всех к столу. Во многих областях родные обязаны были сначала усадить за поминальный стол копщиков. Затем – соседей и знакомых. И только в последнюю очередь занять места самим. И хотя сегодня сложно представить поминки без спиртного и без накрытой хлебом стопки для умершего, в позапрошлом веке, особенно в среде старообрядцев, поминальная трапеза с хмельными угощениями считалась греховной и уж тем более запрещалось выпивать на поминкам близким родственникам.

Источник